В этом году наша страна будет отмечать 20-летие государственной независимости. В преддверии этого всенародного праздника хотелось бы рассказать о том, что было сделано за эти 20 лет в отрасли связи и информатизации. Сегодня мы расскажем о сотовой связи в нашей стране.
Сотовая связь в Узбекистане практически является ровесницей независимости, потому что в августе 1991 года при непосредственном учредительстве Министерства связи и при поддержке Правительства Республики Узбекистан было создано совместное узбекско-американское предприятие по предоставлению услуг сотовой связи — компания «Уздунробита».
На тот момент это было первое предприятие сотовой связи не только в Узбекистане, но и вообще в Центральной Азии, и одно из первых среди стран СНГ.
Первый звонок с использованием сотовой связи в нашей стране сделал Президент Узбекистана Ислам Каримов в августе 1992 года, когда была торжественно открыта коммерческая эксплуатация сети сотовой связи СП «Уздунробита».
Первым мобильным стандартом, в котором работал тогда еще единственный сотовый оператор в Узбекистане, был аналоговый стандарт NMT 450.
Первые годы сотовая связь была очень дорога и недоступна широким массам. Так, например, по состоянию на 1 января 1994 года в республике насчитывалось всего 224 абонента сотовой связи, а в течение 1995 года это число возросло до 823.
Тем не менее, рынок сотовой связи является наиболее быстроразвивающимся, поэтому если в середине 90-х годов прошлого столетия сотовая связь была доступна лишь узкому кругу потребителей в наиболее крупных городах, то постепенно стоимость услуг сотовых операторов снизилась до того уровня, когда все более широкие слои граждан могли позволить себе мобильную связь.
Основными двигателями прогресса в продвижении сотовой связи являются совершенствование технологий и развитие конкуренции. В начале 1996 года на рынке Узбекистана присутствовал только один оператор — СП «Уздунробита», но, несмотря на это, уже к 1996 году сеть СП «Уздунробита» была развернута не только в Ташкенте, но и в Ургенче, Самарканде, Бухаре и Карши.
Тем не менее, только либерализация данного сегмента рынка телекоммуникаций и появление на рынке новых конкурентов значительно снизило тарифы и для привлечения большего числа абонентов вынудило всех участников рынка внедрять новые виды услуг.
Начиная с 1996 года, Правительством Узбекистана и тогда еще Министерством связи был максимально упрощен вход на рынок сотовой связи новых инвесторов. Были созданы благоприятные инвестиционные условия для входящих на рынок иностранных инвесторов, налоговые льготы, предоставляемые операторам в течение первых пяти лет их деятельности, а также очень доступная стоимость лицензирования.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №215 от 19 апреля 1994 года, размер государственной пошлины составлял всего 4 минимальные заработные платы. Лицензия выдавалась на 5 лет, что позволило сотовым операторам практически бесплатно работать на столь привлекательном рынке.
В течение 1996 года на рынке сотовой связи Узбекистана появилось сразу пять новых операторов, которые с 1997 года приступили к коммерческой эксплуатации своих сотовых сетей.
Рост числа операторов не замедлил сказаться и на росте числа абонентов. Если на 1 января 1997 года количество абонентов сотовой связи в Узбекистане составляло 9 543 абонента, то к 1 января 1998 года их число возросло до 21 555. Годовой прирост составил 225%. Тарифы на предоставление услуг были снижены в несколько раз.
Если в 1995 году стоимость 100 минут входящих и исходящих разговоров составляла $105, то к концу 2000 года она снизилась в среднем до $20, то есть более чем в 5 раз.
Если говорить о стандартах, то в 1997 году на рынке работали 6 операторов, которые использовали два наиболее популярных в мире стандарта Digital AMPS (IS-136) и GSM.
В сентябре 2001 года была запущена в эксплуатацию сотовая сеть Perfectum Mobile СП «Rubicon Wireless Communication» стандарта CDMA.
В 2004 году был создан филиал Uzbektelecom Mobile акционерной компании «Узбектелеком», который с 2005 года приступил к оказанию услуг беспроводного радиодоступа в стандарте СDMA-450.
С этого же 2005 года приступила к расширению своей сети по регионам Узбекистана сотовая сеть Perfectum Mobile.
В 2005 году впервые количество абонентов сотовой связи в регионах превысило количество абонентов в Ташкентской области (включая Ташкент). На 1 октября 2005 года из общего числа абонентов по всему Узбекистану (917 806) около 51% составляли абоненты из регионов Узбекистана (468 474).
В ноябре 2005 года состоялось знаменательное событие — в Узбекистане был зарегистрирован первый миллион абонентов сотовой связи. С этого момента сотовая связь в Узбекистане, как и во всем мире, стала доступна самым широким массам по всему Узбекистану.
Количество мобильных абонентов Узбекистана на 1 сентября 2007 года уже составляло 4 миллиона 269 тысяч, а в первой декаде сентября 2008 года количество абонентов мобильной связи в Узбекистане превысило 10 миллионов.
Совокупный объем инвестиций операторов мобильной связи Узбекистана в период с 2004 года по конец 2010 года составил 1 млрд. 418,18 млн. долл. США. При этом объем инвестиций в сотовую связь стабильно растет из года в год.
Со стороны компаний мобильной связи отмечено стремление к активизации деятельности на рынке Узбекистана и планируемая активность на долгосрочной основе, что отражается в систематическом обновлении и модернизации технической составляющей и внедрении новых технологичных услуг и систем.
Выступая на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 21 января 2011 года Президент Узбекистана Ислам Каримов отметил: «Особое значение мы придаем развитию современных видов услуг, таких как сотовая связь, Интернет, видеотелефония, цифровое телевидение, современные банковские продукты, лизинг, страхование, аудит, инжиниринг и другие.
Сегодня страна входит в первую десятку стран мира по индексу развития мобильной связи. Общее количество пользователей услугами сотовой связи в Узбекистане составляет свыше 19 миллионов абонентов, увеличившись по отношению к 2000 году в 200 раз».
Действительно, согласно Индексу Altimo, Узбекистан на протяжении последних четырех лет входит в десятку стран с самым высоким индексом инвестиционной привлекательности мирового рынка сотовой связи.
Первый Индекс Altimo был выпущен в марте 2007 года благодаря усилиям профессоров трех ведущих учебных заведений: Кембриджского университета, Лондонской школы бизнеса и Российской экономической школы (Москва). Целью исследования является регулярная практическая оценка инвестиционной привлекательности мирового рынка телекоммуникаций.
В настоящее время Индекс охватывает 92 страны. Он обновляется каждые шесть месяцев и объединяет в себе соответствующую информацию из базы данных Wireless Intelligence, отчетов по странам и интернет-сайтов, собственных рыночных источников Altimo и участвующих в составлении Индекса учебных заведений.
Индекс Altimo основан на совокупном анализе таких основных факторов для деятельности мобильных операторов, как размер рынка, средний уровень EBITDA операторов на рынке, реальный и прогнозируемый уровень расходов на мобильную связь на душу населения (ARPC), темпы роста мобильного проникновения, капитальные издержки операторов (CAPEX), ВВП страны на душу населения (GDP/capita).
Согласно 7-му изданию Индекса Altimo, составленного на основе данных о рынке мобильных телекоммуникаций за IV квартал 2009 года и I квартал 2010 года, Узбекистан занимал третье место среди 92 стран мира, после Китая и Индонезии.
Сотовая связь сегодня является наиболее быстроразвивающейся и конкурентной отраслью рынка связи Узбекистана. Услуги сотовой связи на рынке Узбекистана предлагаются компаниями — МТС-Узбекистан (ИП «Уздунробита»), ООО «Unitel» (торговая марка «Билайн»), СП «RWC» (торговая марка Perfectum Mobile), ИП ООО «Coscom» (торговая марка Uсell) и филиал UzMobile АК «Узбектелеком». Услуги мобильной связи предоставляются в стандартах CDMA-450, CDMA 2000 1X GSM-900, GSM-1800, а также IMT-2000/UMTS (WCDMA). В настоящее время операторами мобильной связи активно внедряются дополнительные услуги для пользователей мобильной связи, в частности, таких как мобильный Интернет, SMS-информер и другие.
По данным Узбекского агентства связи и информатизации, к концу 2010 года в Узбекистане зарегистрировано около 22,66 млн. абонентов сотовой связи.
Сегодня отчетливо видна динамика роста в плотности абонентов мобильной сотовой связи в стране — на начало 2010 года на каждые 100 жителей Узбекистана приходилось 79,6 абонента сотовой связи.
В процентном соотношении лидером рынка по числу абонентов по данным 2010 года, является компания MTC-Узбекистан (38,8%), за ней следуют Uсell (33,1%), Beeline(26,7%), Perfectum Mobile (менее 1,2%) и UzMobile (0,22%).
Развитие сотовой связи продолжается. В преддверии 19-й годовщины независимости Узбекистана, 28 июля 2010 года компания МТС-Узбекистан сообщила всем своим абонентам, что она одной из первых в СНГ и в Центральной Азии запустила сеть четвертого поколения (LTE) в Узбекистане в тестовую эксплуатацию, тем самым став на тот момент одним из немногих операторов в мире, запустивших инновационную сеть новейшего стандарта сотовой связи.
Буквально на следующий день (29 июля 2010 года), еще один сотовый оператор Узбекистана — ИП ООО «Coscom» (предоставляющее свои услуги под торговой маркой Uсell) сообщило о запуске в тестовую эксплуатацию мобильной сети четвертого поколения 4G, работающей по протоколу LTE (Long-Term Evolution).
Сегодня количество абонентов сотовой связи, использующих услугу мобильного Интернета, превышает 4,5 миллиона. Сотовые операторы страны в 2011 году инвестируют значительные средства в расширение сетей 3G во всех регионах Узбекистана, c предоставлением своим абонентам высокоскоростного доступа в сеть Интернет.
Доступные цены, новейшие услуги и технологии, постоянная модернизация сетей сотовой связи стали возможными в нашей стране благодаря продуманной государственной политике по привлечению иностранных инвестиций, грамотной регулирующей роли со стороны УзАСИ, а также высокому экономическому потенциалу Узбекистана.
По данным Узбекского агентства связи и информатизации, абонентская база сотовых операторов Узбекистана сегодня превышает 24,3 миллиона пользователей, или более 80 процентов населения страны.